Действующие лица:
АРТЁМ, 30 лет, депутат
АНАСТАСИЯ, 25 лет, блогер
ЕГОР, брат АРТЁМА, 25 лет, художник
В Симферополе в Храме Трех Святителей богослужения совершались до 1924 года, а затем его закрыли, иконостас уничтожили, имущество разграбили, кресты сняли. В бывшей церкви сначала размещался областной архив, затем - хранилище библиотеки.
Многим храмам в СССР повезло куда меньше. Одни разрушили, другие использовали под овощной склад, кружки для пионеров, хлебопекарню, крематорий, пивной завод, мебельные магазины, автовокзалы… некоторые монастыри и вовсе были превращены в тюрьмы и отделения ГУЛАГа.
Лишь спустя годы после распада СССР храм Трёх святителей был восстановлен. Сегодня сюда на исповедь к БАТЮШКЕ пришёл АРТЁМ.
АРТЁМ. Я должен был остаться, но я не остался, понимаете? Не смог. Он в ванной повесился на HDMI кабеле от проектора привязанного к батарее. Полулёжа… Как так вообще повеситься можно?
БАТЮШКА. Кто повесился?
АРТЁМ. Брат. Он в Аду, да?
БАТЮШКА. Самоубийство смертный грех.
АРТЁМ. Я думал над этой темой. Просто если бы из всех щелей это не звучало, люди бы куда чаще с собой кончали, а так, получается, тот факт, что смертный грех - это типа сдерживающий фактор. В здравом уме - кто в Ад спешит прописаться?… но когда все достало, коронавирус, локдаун этот, НАТО Россию во всех новостях щемит, и какая-нибудь ещё последняя капля, то уже не задумываешься - смертный или не смертный, когда Ад уже не после смерти, а здесь и сейчас… Я понимаете, коммунист, никогда в Бога не верил, а брат верил, он в храм ходил на эти ваши все службы и исповеди каждую неделю. Он вообще за Царя был, у него над кроватью портрет Николая II висел! И улицы он хотел у нас в Симферополе переименовать, чтобы как до революции - исторические названия. Карла Маркса - в Екатерининскую в честь Императрицы!
2.
Возле дверей в подъезд двухэтажного потрепанного временем особняка конца XIX века ждёт ДЕВУШКА, смотрит в смартфон. Дом успел пожить в четырёх государствах: в Российской Империи, в Советском Союзе, в Украине и в Российской Федерации. Этот дом в центре Симферополя, но не на виду, а спрятался во дворах, где смотрит на мир глазами пластиковых стеклопакетов и советских форточек с зарешеченными в 90-ые окнами. От Царской России чудом сохранилась дубовая дверь с мозаичным витражом и массивной медной ручкой с полустершимся грифоном. К ДЕВУШКЕ подходит АРТЁМ.
АРТЁМ. Вы по квартире? Здравствуйте.
ДЕВУШКА. Наконец-то…. Артём, правильно?
АРТЁМ. Да. Анастасия?
АНАСТАСИЯ. Да, именно так меня мама и назвала, я всем в школе говорила, что в честь младшей дочери последнего Российского императора, но по правде если, то в память о названии продуктового магазина, где мама старшим кассиром работала.
АРТЁМ открывает подъезд. Проходят к двери в квартиру на первом этаже.
АНАСТАСИЯ. А я где-то вас видела? О, вы же депутат! У меня ваша афиша на подъезде висела. Там ещё надпись была, что-то вроде: «Тружусь для людей!» - Артём Поспелов!
АРТЁМ достаёт ключ, вставляет его в замочную скважину.
АНАСТАСИЯ. И как победили? Я на выборы вообще не хожу, политика эта - такой трэш, самопиар и показуха…
АРТЁМ. Слушай, я не могу. Сегодня что? Четверг. Давай во вторник. Там не прибрано, извини, созвонимся…
АНАСТАСИЯ. Не прибрано и не прибрано, параллельно. Мне важно ванную и расположение понять, метраж, все равно ремонт делать буду…
АРТЁМ. Давай на следующей неделе. Спишемся. Я не готов сегодня туда идти.
АНАСТАСИЯ. Меня по фоткам все устраивает, и цена нормальная. Я купить хочу… я сорок минут ждала так-то. И вообще, как за вас голосовать, если элементарные договоренности перед простым народом срываете?
АРТЁМ. Квартира не продаётся.
АНАСТАСИЯ. У вас же на «Авито» объявление. В чем проблема?
АРТЁМ. Там брат… мой. Я не был в этой квартире с того момента. Не могу.
АНАСТАСИЯ. Он тоже собственник?
АРТЁМ. Да.
АНАСТАСИЯ. Я бы уже давно все посмотрела, мне расположение комнат понять и ванную. А брат дома? Пусть он покажет. Что я зря с «Куйбышатни» приехала?
АРТЁМ. Брат повесился в той самой ванной, которую вы так посмотреть рвётесь.
АНАСТАСИЯ. «Тружусь для людей - тружусь для людей». Хохляндия!
Уходит.
3.
АРТЁМ проворачивает ключ, открывает дверь. Заходит в прихожую. В комнате БРАТ поёт песню. Верней БРАТА там нет, но в воспоминаниях АРТЕМА он там.
БРАТ. На Царь-стриме кину три косаря, за Отчизну, Веру и за Царя. Я просто Русский - это значит вперёд, а с мавзолея даже не прёт…
В комнате на стенах развешано много картин с пейзажами Крыма, архитектурными памятниками, портретами исторических личностей.
АРТЕМ проходит в комнату.
БРАТ. Артём, зацени, в типографии напечатали!
На полу лежит 7 табличек с названиями улицы Екатерининская и номерами домов.
АРТЁМ поднимает с пола одну из табличек. БРАТ за мольбертом. Пишет картину.
БРАТ. Круто, да?! Улица Екатерининская! Стрит-арт акцию провести думаю, наклею таблички на дома, пусть люди знают историческое название улицы, где мы живем!
АРТЁМ. На фига ты это делаешь? Ты че хочешь?! Чтобы меня из партии выгнали?! А тебе вандализм впаяли?
БРАТ. Сейчас не Советский Союз, никто тебя не выгонит. Вон пьяный Рашкин лося на охоте пристрелил, никто же его не погнал из партии.
АРТЁМ. У нас Крым, а не Москва.
БРАТ. Наш дом был построен в 1897 году. И люди, кто его строили делали это на улице Екатерининская, а не на Карла Маркса! Потом приперлись твои большевики из Америк и из Швейцарий, поубивали в Крыму и по всей России кучу народа, переименовали десятки тысяч улиц и городов в честь своих партийных шакалов, развязали Гражданскую войну и воткнули в каждом городе памятники лысому картавому сатанисту. И что в итоге? Сами же через 70 лет развалили свою Совдепию!
АРТЁМ. И чё теперь? Ты хочешь тащить всех людей с улицы менять паспорта, прописку, бабки бюджетные тратить…
БРАТ. Не надо ничего в паспорте менять, читай законы Российской Федерации. Ты же депутат, должен знать законы.
АРТЁМ. Может и не надо, но ты спросил хотят ли этого люди?!
БРАТ. Когда большевики храмы взрывали по всей стране, когда Царя в подвале с семьей расстреливали без суда и следствия, когда уничтожали всю историческую Россию, кто у народа спрашивал?! Я хочу вернуть улице, на которой стоит наш дом, историческое название.
АРТЁМ. Ты че бандеровец?! Хочешь, чтобы как на Украине?!
БРАТ. Причём здесь Украина? Это наша история, мы должны ее знать и помнить!
АРТЁМ. Дак вспомни «Ходынку» и «Кровавое воскресенье»!
БРАТ. В честь чего центральная улица Симферополя должна называться Карла Маркса? Этот прохиндей в Крыму даже ни разу не был! Кому это надо? Что он сделал для России, для города?! Думаешь хоть кто-то из молодёжи знает его? Ценит его вклад, заслуги? Наша улица исторически была названа в честь Екатерины Великой в благодарность от потомков! За присоединение Крыма к Российской Империи! Знаешь, что до Екатерины с русскими людьми в Крыму делали? Их ловили и отправляли рабами в Турцию!
АРТЁМ. Какая Екатерининская?! Улица носит имя Карла Маркса! Благодаря которому Ленин крестьян и рабочих освободил!
БРАТ. Никого Ленин не освобождал! Он - маньяк-террорист!
АРТЁМ. Это ты террорист! Носишься со своим прошлым! У тебя на половине картин - дворцы, цари, какие-то морды в орденах! «Прекрасная Россия Прошлого», мать его! Вот кто это такой?!
БРАТ. Потемкин-Таврический! Светлейший Князь. По его благословению…
АРТЁМ. Князь! А где народ у тебя?! Где ободранные крестьяне?! Думаешь, что? Если бы ты тогда жил, то был бы дворянином, чиновником, аристократом, или на худой конец кулаком?! Ты был бы чернью, бесплатной рабочей силой, если бы тебя барин на охоте по пьяни застрелил с песцом перепутав…
БРАТ. С кем?
АРТЁМ. С песцом, с кабаном, с птицей киви, не важно! Даже уголовного дела возбуждать никто бы не стал!
БРАТ. Я не пойму, у нас в стране партий мало? Почему ты именно к коммунистам поперся?
АРТЁМ. СССР - великая страна! Серп и Молот…
БРАТ. Смерть и голод! Да, да, Гагарина в космос, водка с колбасой по 3 рубля, победа над фашистами, только знаешь, если бы не государственный переворот большевиков в 1917-ом году, мы бы победили в Первой Мировой и никакой бы Великой Отечественной - вообще бы не было с ее 20 миллионами погибших Русских людей!
АРТЁМ. Не было, да?!
БРАТ. Да! Не было! И этого упыря-сифилитика твоего из мавзолея давно пора из пушки выстрелить туда откуда приехал! В пломбированном вагоне с офицерами Германского штаба! Пульнуть им в Швейцарию! Нате вам, поминок!
БРАТ. А не перепутал ли ты про Ленина так базарить?!
АРТЁМ. Лампочку Ильича ещё ему в одно место вставить, чтоб светился! И памятники все его с площадей на помойку!
АРТЁМ толкает БРАТА, он падает на пол, задев мольберт, с которого падает картина, на которой мы видим сцену как красноармеец целится в затылок офицеру Царской армии с сорванными погонами.
БРАТ. Знаешь, что самое страшное, что сделал Ленин? Он поделил нас Русских на два враждующих лагеря, красные и белые, коммунисты и монархисты… И мы до сих пор даже через 100 лет не можем с этим ничего сделать.
Стук в окно.
АРТЁМ отодвигает штору. БРАТ берет с пола одну из табличек с улицей Екатерининская, рассматривает, напевает песню…
БРАТ. Настанет день великий верю я, все не напрасно, все не зря… Мы пойдём вперед как в Ледяной поход, так! Впереди Романов, а за ним Русский народ наш! Царь, Царь, Царь, Царь, Царь… Поведёт нас в Рай, Рай, Рай, Рай, Рай!
БРАТ исчезает из воспоминаний АРТЕМА.
По ту сторону окна АНАСТАСИЯ.
АРТЁМ (открыв форточку). Я же сказал, квартира не продаётся!
АНАСТАСИЯ. Вы меня извините, я не должна была так реагировать, мне жаль очень, я сочувствую, ну сопереживаю вашей утрате, просто понимаете, я 40 минут ждала, а у меня тоже дела, а тут вы приходите и говорите, что просмотра не будет, вот я и нагрубила, не сдержалась и вообще не каждый день депутат тебе с «Авито» в особнячок пусть и не первой свежести пускать отказывается.
АРТЁМ. Что вам надо?
АНАСТАСИЯ. Я хочу посмотреть ваше дворянское гнездо.
АРТЁМ. Вы серьезно хотите купить квартиру, где человек повесился?
АНАСТАСИЯ. Это центр, дом исторический, за 2 миллиона по такой цене ничего не найти в Симферополе, и я люблю высокие потолки, лепнину и призраков.
АРТЁМ. Открыто. Смотрите. Только в темпе.
4.
В квартиру заходит АНАСТАСИЯ, проходит в комнату. Осматривается.
АРТЁМ садится на диван.
АНАСТАСИЯ. Ай-Петри, Демерджи, парк Айвазовского… а это что за брутальный мужчина?
АРТЁМ. Таврический-Потемкин, Князь Светлейший… Вы же что там? Планировку и метраж хотели…
АНАСТАСИЯ поднимает с пола картину, возвращает на мольберт.
АНАСТАСИЯ. Брат в брата стреляет.
АРТЁМ. С чего вы взяли что они братья?
АНАСТАСИЯ. Рука дрожит.
АРТЁМ. Как она дрожать может? Это же картина.
АНАСТАСИЯ. У вас дрожит.
АРТЁМ. Ванная там. Давайте быстрей, закончим уже.
АНАСТАСИЯ подходит к картине с Ливадийским дворцом.
АНАСТАСИЯ. Ливадийский дворец, любимая летняя резиденция императора… красивая. Я из Екатеринбурга в Крым переехала в 2014-ом, когда…
АРТЁМ. Можете не продолжать, Крым наш и все такое. Смотрите что хотели, будете брать - берите, нет - так нет. У меня тоже дела.
АНАСТАСИЯ. Детскую площадку открываете. Ленточку под камеру перерезать… дела так дела, государственной важности!
АРТЁМ. Чего?
АНАСТАСИЯ. Нашла вас в Инстаграм, пост прочитала как вы на открытие песочницы, трудящихся зазываете.
АРТЁМ. Лайк поставили?
АНАСТАСИЯ. Знаете, почему, переехала-то?
АРТЁМ. Мне плевать.
АНАСТАСИЯ. Из-за Царской семьи.
АРТЁМ. Ааааа… конечно, из-за чего же ещё в Крым переезжать.
АНАСТАСИЯ. У меня школа была на улице Карла Либкнехта в Екатеринбурге. Знаете, кто это?
АРТЁМ. Тёска Карла Маркса.
АНАСТАСИЯ. Он по замыслу большевиков должен был сделать в Европе то, что Ленин с Троцким провернули с Россией, но его застрелили… так сказать «в разлив» вовремя залечь на дно не успел.
АРТЁМ. Какое это имеет отношение к покупке дворянского гнезда?
АНАСТАСИЯ. Мне тоже казалось, что никакого, когда я в школу ходила. Но так получилось, что каждое утро я шла на уроки по улице Карла Либкнехта мимо того, места, где стоял дом Ипатьева, где Царскую семью прикончили.
АРТЁМ. Сколько можно с этой Царской семьей носиться? Достало уже слушать о России, которую мы потеряли.
АНАСТАСИЯ. Мало того, что убили, их порезали на куски, скинули в яму и пытались тела растворить в кислоте. И я маленькая девочка, осознав весь этот ужас немного пошатнулась психически. Стала так сказать с историческим прибабахом! Вот скажи за что? 4 дочери, сын-инвалид Алёша, ещё вместе с прислугой. Хотя убийцы же за народ и за «угнетенные классы» пролетариату втирали пока к власти шли. Почему тогда прислугу не освободили, а вместе с Царской семьей грохнули?
АРТЁМ. А скольких людей твой Николашка сам угрохал?
АНАСТАСИЯ. За всё время правления Николая II вынесено и исполнено меньше смертных приговоров, чем в сталинском СССР казнили в день.
АРТЁМ. А «Кровавое воскресенье»?
АНАСТАСИЯ. В 1905 году революционеры сами начали стрелять по войскам - обычная провокация как при любой попытке государственного переворота. И погибших было 130 человек – с обеих сторон погибшие. И протестующие и вооруженные силы. А не 5000, как говорила будущая мумия с Красной площади.
АРТЁМ. О, как! Мой брат если бы не шнур от проектора, точно предложил бы тебе руку и сердце. Ещё что придумаешь?
АНАСТАСИЯ. Царь в этот день вообще в Петрограде не ночевал. Когда он узнал о трагедии, оказал погибшим и пострадавшим большую материальную и моральную помощь. Из своих личных средств.
АРТЁМ. Царь к успеху шёл, только с народом в России как всегда не фартанило!
АНАСТАСИЯ. Тогда объясни почему лидер восстания шпион Гапон после неудавшегося переворота в Швейцарию уехал на лыжах кататься? И почему все революционеры, что тогда что сейчас живут за границей? И за чей счёт? У каждой «революции» есть заказчики и исполнители, кто банкет оплачивает?
АРТЁМ. Ты ещё про жидомассонов и риптилойдов забыла. Ну а в Крым-то что переехала?
АНАСТАСИЯ. Царская семья очень любила Крым, а я выросла в городе, где их убили. И мне хотелось свалить оттуда, где их расчленили в то место, где они были счастливы.
АРТЁМ. Как романтично.
АНАСТАСИЯ. Я думала, что тоже стану счастливой. И та боль, которую они испытали в Екатеринбурге пройдёт. Екатеринбург стал для меня кладбищем исторической России, и вот я восстала так сказать из мертвых, взяла билет в один конец и полетела встречать Русскую весну!
АНАСТАСИЯ снимает со стены картину с видом на Ливадийский дворец.
АРТЁМ. Ну и как Русская весна оправдала надежды?
АНАСТАСИЯ. Я так понимаю, это не ты явно рисовал, а твой брат?
АРТЁМ. Как это ты поняла?
АНАСТАСИЯ. Сложно это не понять, полистав твой Инстаграм.
АРТЁМ. А что не так с моим Инстраграм?
АНАСТАСИЯ. У тебя на постах в среднем по 4 лайка, один из которых ты ставишь себе сам.
АРТЁМ. Хочешь помочь мне в раскрутке?
АНАСТАСИЯ. Даже Цукерберг, думаю, не сможет вдохнуть жизнь в тот шлак, который ты постишь. А вот картины, в них вирусный потенциал явное есть! Гармония, как будто не было никакой революции, Гражданской мясорубки. Посмотри, Ливадийский дворец. Как будто сейчас откроется дверь и дети Николая II: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей выбегут в сад смотреть как море - небо репостит!
АРТЁМ. Мазня, какой полно. Ты тоже из этих Царебожников? Может ещё улицу переименовать хочешь? В Екатерининскую! Вон на полу таблички валяются. От брата в наследство остались, можешь на дом прицепить, будешь не на Карла Маркса, а на Екатерининской по «Прекрасной России Прошлого» хныкать!
АНАСТАСИЯ. Я покупаю квартиру.
АРТЁМ. Отлично.
АНАСТАСИЯ. На «Авито» она выставлена за 2 миллиона, даю 2 миллиона 200 тысяч, с условием, что вы оставляете картины.
АРТЁМ. Какие картины?
АНАСТАСИЯ. Вот эти.
АРТЁМ. С чего вдруг?
АНАСТАСИЯ. «Мазня, какой полно». Сам же сказал.
АРТЁМ. Погоди… картины они не продаются.
АНАСТАСИЯ. Зачем они тебе нужны если ты против… как ты сказал? «Прекрасной России Прошлого».
АРТЁМ. Это память. О брате.
АНАСТАСИЯ поднимает с пола табличку с названием улицы Екатерининская.
АНАСТАСИЯ. А это не память? Если картины для тебя - это память о брате, то названия наших улиц, городов - это память всего Русского народа! Если тебе дорог брат, то почему тебе наплевать на тысячелетнюю историю нашего государства?
АРТЁМ. Это не одно и тоже.
АНАСТАСИЯ. Я на прошлой неделе ездила смотреть квартиру в Симферополе на улицу Бела Куна. Знаешь такого?
АРТЁМ. Да хоть на Луначарского!
АНАСТАСИЯ. Ты вообще за историю Крыма в курсе? Или ты только в перерезание ленточек на открытии песочниц разбираешься? «Тружусь для людей»! Артём Поспелов!
АРТЁМ. А че плохого в песочницах? Дети - наше будущее, а то, о чем говоришь ты никому не нужное прошлое.
АНАСТАСИЯ. Зачем тогда тебе картины брата? Избавься от них.
АРТЁМ. Что ты там про Бела Куна сказать хотела?
АНАСТАСИЯ. Хочешь мастер-класс по истории Крыма?
АРТЁМ. Ты я вижу подготовилась.
АНАСТАСИЯ. Окей, Гугл! В 1920 году, когда был «Русский исход», и сотни тысяч людей из Крыма были вынуждены спасаться из России, чтобы не быть убитыми или сгнить в советских лагерях.
АРТЁМ. Слышу аплодисменты Солженицына с того света.
АНАСТАСИЯ. Большевики отправили в Крым венгра Бела Куна на зачистку местности от нежелательных кадров. На следующий день после отплытия из Крыма войск Врангеля, 17 ноября 1920 года, Крымский ревком во главе с Бела Куном и Розалией Землячкой издал приказ об обязательной регистрации всех белогвардейцев, а также служащих гражданских учреждений Крыма при Врангеле. Заявлялось, что всем, кто придёт будет дана амнистия. И вот прикол, большинство тех, кто пришёл на эту регистрацию советская власть либо расстреляла, либо арестовала. Знаешь кстати где расстреливали людей в Симферополе?
АРТЁМ. И где?
АНАСТАСИЯ. На въезде в город, там, где сейчас водохранилище. И все жители Симферополя уже больше чем 100 лет пьют воду, которая омыта костями невинно расстрельных людей.
АРТЁМ. И что теперь водохранилище осушать? У нас и так Украина Днепр перекрыла, воды не хватает!
АНАСТАСИЯ проходит на кухню, открывает кран, наливает стакан воды, приносит АРТЁМУ.
АНАСТАСИЯ. Пей… Со вкусом убитых соотечественников.
АРТЁМ. С превеликим удовольствием! Твоё здоровье!
АРТЁМ выпивает стакан воды.